Для достижения целей по снижению выбросов углекислого газа большая часть сберегательного потенциала, которая может быть реализована в фармацевтической отрасли, приходится на цепочку ценности и производство лекарств. От оптимизации транспортировки до искусственного интеллекта и эко-дизайна – вот несколько вариантов того, как декарбонизация может сочетаться с улучшением качества медицинского обслуживания.
Сокращение выбросов. Главный вызов
Фармацевтическая промышленность сталкивается с двумя проблемами. С одной стороны, необходимо поддерживать высокий уровень медицинского обслуживания пациентов, поскольку население планеты стареет, особенно в развитых странах, и, следовательно, испытывает больше потребностей в области здравоохранения. С другой стороны, важно минимизировать воздействие на окружающую среду.
На долю фармацевтической промышленности приходится 4,4% выбросов CO2 в мире[i] и значительно больше в развитых странах (7,6% в Соединенных Штатах, 6,4% в Японии, 5,4% в Великобритании и 5,2% в Германии[ii]).
Из них 75%[iii] являются косвенными, что указывает на их связь с цепочкой ценности: производством, транспортировкой, медицинским оборудованием, технологиями и т. д.
Если не предпринять никаких действий и оставить всё как есть, ситуация может стремительно ухудшиться — к 2050 году выбросы углекислого газа в фармацевтической промышленности могут увеличиться втрое.i
Чтобы сократить выбросы и при этом сохранить эффективность, фармацевтический сектор может выбрать несколько возможностей, включая оптимизацию цепочки создания добавленной стоимости и использование передовых технологий.
Сокращение выбросов в отрасли
Первый шаг: оптимизация производственной цепочки
Большая часть выбросов связана с цепочкой создания стоимости, поэтому именно здесь открываются перспективы для реализации стратегии по снижению углеродного следа. Одним из возможных подходов к решению этой задачи является перемещение производственных мощностей, чтобы они производили лекарства как можно ближе к месту потребления. Это позволило бы снизить выбросы углекислого газа и быстрее удовлетворять потребности пациентов.
Матис Эгнелл (Mathis Egnell) — инженер, возглавляющий программу по охране здоровья в The Shift Project, аналитическом центре, работающем над смягчением последствий изменения климата и снижением зависимости экономики от ископаемого топлива и, в частности, от нефти. По его мнению, на упаковках лекарственных препаратов следует указывать содержание углеродного следа при разработке лекарства.
«В Великобритании Национальная служба здравоохранения (NHS) разработала дорожную карту для привлечения своих поставщиков к сотрудничеству и работе в этом направлении.
С 2028 года планируется обязать производителей лекарств публиковать информацию о содержании углеродного следа , чтобы получить доступ на британский рынок. Франция предпринимает аналогичные шаги. Однако для достижения большего эффекта следует предпринять подобные меры на уровне Европейского Союза».
Еще один способ декарбонизации в цепочке создания добавленной стоимости — это выбор в пользу более экологически чистых видов транспорта, источников энергии и зданий. К примеру, 6 из 16 промышленных площадок группы «Сервье» в настоящий момент используют 100% возобновляемую электроэнергию, вырабатываемую локально с помощью солнечных панелей или получаемую из внешних источников.
Матис Эгнелл
Инженер, возглавляющий программу по охране здоровья в The Shift Project
Получив образование инженера в Горной школе Парижа и AgroParisTech, Матис Эгнелл начал свою карьеру в качестве консультанта по экологическому следу для Всемирной организации здравоохранения, прежде чем присоединиться к The Shift Project, где он возглавляет программу по охране здоровья.
Вы знали?
В настоящее время «Сервье» преимущественно отдает предпочтение морским грузоперевозкам для доставки своих лекарств. В 2022–23 годах 57% межконтинентальных перевозок осуществлялись морским транспортом, что подтверждает увеличение морских перевозок на 12% и снижение авиаперевозок на 4% по сравнению с предыдущим годом.
Второй шаг: Использование передовых технологий, таких как искусственный интеллект (ИИ) и эко-дизайн, для декарбонизации сектора здравоохранения
Для декарбонизации индустрии здравоохранения, а в частности производства лекарственных препаратов, важную роль должны сыграть современные технологии, которые позволят значительно повысить эффективность процессов.
Например, генеративный ИИ может использоваться для ускорения процесса разработки лекарств. Эта технология позволяет идентифицировать наиболее перспективные молекулы и моделировать их взаимодействия на различных уровнях, используя подходы, основанные на фенотипах (всех наблюдаемых признаках организма) и геномах (всех генетических материалах организма). Это позволяет увеличить число потенциальных препаратов-кандидатов и снизить риск неудачи.
Исследование, проведенное Nvidia и Recursion Pharmaceuticals, позволило за одну неделю изучить такое количество молекул, на которое при использовании традиционных методов потребовалось бы 100 000 лет . А компания Insilico Medicine использовала генеративный ИИ для разработки лекарства от заболевания легких. Представители Insilico Medicine утверждают, что использование этой технологии позволило разработать продукт за два с половиной года вместо шести, при этом сократив затраты в 10 раз.
Более того, ИИ может использоваться для улучшения диагностики, и как следствие, сокращения углеродного следа, например, при эндоскопии и чтении рентгеновских снимков , поскольку правильно поставленный диагноз позволит более оперативно назначить лечение пациенту. Шведское исследование доказало, что использование ИИ в чтении маммограмм помогло радиологам обнаружить на 20% больше случаев рака молочной железы.
«Устойчивая трансформация фармацевтической промышленности представляет собой беспрецедентный вызов, требующий неординарных решений. Программы исследований и разработок, а также производственные процессы подчиняются строгим нормативным требованиям. Эти приоритеты направлены на достижение идеального баланса между экологическими целями, интересами пациентов и требованиями здравоохранения. Для этого нам необходимо обеспечить согласованность стратегий и наладить сотрудничество, учитывающее интересы и перспективы всех заинтересованных сторон (пациентов, поставщиков и партнеров)».
Шуо Ван (Shuo Wang), Менеджер по КСО, «Сервье»
Экологический дизайн лекарств — это еще один аспект, заслуживающий внимания. Он включает в себя использование «зеленой» химии для синтеза лекарств или, на заключительном этапе цепочки стоимости выбор экологически чистых материалов для упаковки. Именно этот принцип лежит в основе программы EcoDesign, запущенной в 2020 году компанией «Сервье». Её целью является внедрить принципы экологического дизайна в упаковку 100% своих новых лекарств к 2025 году и сделать 100% новых препаратов экологически спроектированными к 2030 году.
Сочетая оптимизацию существующих процессов с передовыми технологиями, можно обеспечить столь же качественное или даже более качественное медицинское обслуживание пациентов при значительно меньшем воздействии на окружающую среду. Но для достижения этой цели все заинтересованные стороны должны работать сообща. К счастью, осознание этой проблемы растет, и ряд стран принимают меры по обеспечению более экологичного подхода к оказанию медицинской помощи своему населению. Министерство здравоохранения США намерено сократить выбросы на 50% к 2030 году и достичь нейтральности к 2050 году. В Великобритании — к 2040 году. Вопросы снижения углеродного следа также обсуждаются в Индии, Китае и Японии. Продолжая повышать уровень эффективности и внедрять инновации, фармацевтическая промышленность может стать ценным союзником в достижении этих целей.
В целях снижения углеродного следа в фармацевтическом производстве компания «Сервье» поставила перед собой амбициозные задачи: сократить выбросы в рамках первой и второй сфер охвата (Scope 1и Scope 2) на 42%, а в рамках третьей сферы охвата (Scope 3) — на 25%.
Для достижения этой цели компания «Сервье» разрабатывает свою стратегию по снижению углеродного следа, основываясь на четырёх ключевых принципах:
Снижение энергопотребления при одновременном увеличении доли возобновляемых источников энергии в энергетическом балансе страны
Включение критерия устойчивости в систему отбора поставщиков товаров и услуг
Переосмысление того, как мы путешествуем, при одновременном увеличении доли используемых гибридных и электрических автомобилей
Содействие использованию более экологичных видов грузовых перевозок (например, морских перевозок)