В рамках IX московского международного форума «Корпоративное волонтёрство: бизнес и общество» состоялась панельная дискуссия «Россия – Франция: диалог бизнеса и НКО – расширяя границы корпоративной добровольческой деятельности». Участники обсудили особенности взаимодействия некоммерческого сектора и бизнеса во Франции и России, опыт реализации программ корпоративного волонтёрства двух стран и способы расширения партнёрских проектов в области добровольческой деятельности. Дискуссия была организована при поддержке международной фармацевтической компании «Сервье».
Пандемия коронавирусной инфекции стала глобальным вызовом для всего человечества. В этих новых условиях особую значимость и востребованность приобрела социальная ответственность: как корпоративная, так и личная ответственность каждого гражданина. При этом практика корпоративного волонтёрства является своеобразным мостиком и связующим звеном между корпоративной и персональной социальной ответственностью, а также настоящей школой, в которой человек приобретает необходимый опыт и мотивацию, считает Яна Котухова, директор по работе с органами государственной власти и внешним коммуникациям компании «Сервье» в России и странах ЕАЭС. Корпоративное волонтёрство стало не только элементом социальной ответственности, но и проявлением зрелости и самосознания гражданского общества.
«В фармацевтическом бизнесе социальная ответственность имеет особую важность и значимость – ведь здоровье, благополучие и качество жизни миллионов людей напрямую зависят от результатов нашей деятельности, – отмечает Яна Котухова. – Поэтому принципы корпоративной социальной ответственности и корпоративного волонтёрства прочно вплетены в нашу ежедневную работу. Сегодня, в условиях пандемии, мы успешно реализуем наши наработки, а также осваиваем и практикуем новые варианты и методы корпоративного волонтёрства, в первую очередь с использованием digital-инструментов (например, онлайн-уроки, интерактивные встречи, онлайн-марафоны), которые стали особенно востребованы в период самоизоляции».
На сегодняшний день Франция – один из лидеров в области развития программ меценатства и благотворительности. Однако так было не всегда: все изменилось с принятием 1 августа 2003 года Закона о меценатстве, ассоциациях и фондах, который институционализировал меценатскую деятельность, определил регулирование и структурировал работу благотворительных фондов и НКО. Помимо этого, законом для юридических или частных лиц были введены налоговые льготы, которые сейчас достигают 66% от затрат на благотворительность. Данный законопроект способствовал расширению и систематизации благотворительной деятельности во Франции и развитию программ корпоративного волонтёрства. Сегодня, по данным Министерства культуры Франции, меценатскую деятельность осуществляют более 60 000 французских компаний. Например, в конце 2016 года был создан Международный благотворительный фонд «Меценат Сервье», целью которого является поддержка инициатив и проектов в области здравоохранения, инноваций и социальной политики, а также вовлечение корпоративных волонтёров компании в различные благотворительные инициативы.
О проектах корпоративного благотворительного фонда «Меценат Сервье», работе волонтёров и планах развития фонда рассказала Коринн Массан, директор Фонда:
«Реализуя программы в области здравоохранения, образования и социальной сферы, мы ориентируемся в первую очередь на четыре главные ценности компании: проявление заботы, развитие через взаимодействие, внедрение инноваций и стремление к успеху, — подчеркивает Коринн Массан. – Компания «Сервье» предлагает сотрудникам разные формы участия в волонтёрской деятельности. Например, сотрудник ежегодно может посвящать два полных дня работе волонтёром – один день за счет своего отпуска, а второй за счет работодателя. Кроме того, сотрудники могут присоединиться к инициативе по «округлению зарплат после запятой», делая небольшие, но регулярные пожертвования в партнёрские фонды».
Корпоративный благотворительный фонд «Меценат Сервье» реализует широкий спектр инициатив совместно с партнёрскими организациями. Одна из них – НКО «Planète Urgence», которая занимается вопросами сохранения биоразнообразия. Мюриель Рой, директор по партнерству «Planète Urgence», в ходе дискуссии рассказала о нестандартных способах вовлечения сотрудников в проекты волонтёрства, в частности – об организации «благотворительных отпусков», когда сотрудник компании вместо своего оплачиваемого отпуска выбирает одну из волонтёрских миссий фонда-партнёра для передачи своих компетенций местному НКО, а компания со своей стороны оплачивает ему транспортные и организационные расходы.
Своим видением волонтёрской деятельности поделилась Аликс де Николя, генеральный директор НКО «Helen Keller» в Европе. Данная организация занимается профилактикой слепоты и недоедания, организовывая более 120 программ в 20 странах Африки и Азии. НКО «Helen Keller» совместно с фондом «Меценат Сервье» реализует проект ChildSight во Вьетнаме, направленный на проведение скринингов и обеспечение школьников средствами коррекции зрения. По мнению Аликса де Николя, для успеха проектов корпоративного волонтёрства необходимо соблюдение ряда условий: готовность волонтёров к долгосрочному сотрудничеству, достижимые и чётко обозначенные цели программ, открытое общение с участниками и введение системы поощрений.
В дискуссии также приняли участие представители российских и французских компаний, экспертного сообщества и общественных организаций, в частности, Юрий Благов, директор центра корпоративной социальной ответственности им. ПрайсвотерхаусКуперс института «Высшая школа менеджмента» СПбГУ; Ася Вильдт, руководитель направления социальных проектов и благотворительности «Леруа Мерлен Восток»; Станислав Каспаров, директор обеспечения поддержки бизнеса в регионах присутствия «СИБУР»; Алексей Краев, председатель регионального представительства НСКВ в Тюменской области, председатель комитета молодежной политики департамента по спорту и молодежной политике Администрации города Тюмени; Наиля Новожилова, председатель правления БФ «Арифметика добра».
IX московский международный форум «Корпоративное волонтёрство: бизнес и общество» является крупнейшей экспертной платформой по данной тематике. Главными задачами форума стали анализ опыта корпоративного волонтёрства в России и за рубежом на современном этапе и тиражирование успешных практик, а также определение роли корпоративного волонтёрства в условиях пандемии.